ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
СОБЫТИЯ

28.04.2017
27.04.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

28.04.2017
27.04.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
polosa
В СТАТЬЕ
    журнала № 03 - 2017 г.
|   Поделиться с друзьями:

Как защитить того, кто всегда прав?

Экономика | Права потребителя

Эта дата приурочена к выступлению президента США Джона Кеннеди в американском конгрессе 55 лет назад, когда он впервые на политическом уровне зафиксировал факт формирования социального феномена ХХ века – так называемого общества потребления и продекларировал четыре главных права потребителей: на безопасность, выбор, информацию и выражение мнения. По решению ООН с 1983 года этот день вошел в международный календарь знаменательных дат. Девизом нынешнего года стал слоган: «Потребительские права в цифровую эпоху». Кстати, в этом году исполняется 25 лет, как в России был принят закон о защите прав потребителей.
 

НЕ КОШМАРЬТЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ!

Обращения гражданПервое в новейшей истории России общество защиты прав потребителей ведет свою родословную с 1988 года, когда секция самоорганизации потребителей отпочковалась от известного петербургского клуба «Перестройка». Ныне это Союз потребителей РФ (СПРФ). Его создатель Петр Шелищ, впоследствии депутат Госдумы трех созывов, решил пробуждать правосознание советских масс через потребление. Неудивительно, что потом он стал и одним из авторов закона о защите прав потребителей, принятого 25 лет назад, в 1992 году. Интересно, что в его основу лег правовой акт, одобренный в мае 1991 года еще Верховным Советом СССР, но не заработавший по причине роспуска Союза. Кстати, первым и последним главой Федерации обществ потребителей СССР был избран не кто иной, как культовый деятель перестройки Анатолий Собчак.
За четверть века более миллиона обратившихся в СПРФ граждан, чьи потребительские права были нарушены, получили квалифицированную юридическую помощь. Постепенно повестку правозащитников отчасти перехватило государство, отчасти – бизнес. Роспотребнадзор очень профессионально выявляет и дает правовую оценку типовых ситуаций нарушений прав потребителей, но недостаточно эффективен в плане надзора. Дело в растущем масштабе нарушений.
Часто ли россияне сталкиваются с некачественными товарами или услугами? Сегодня 72 процента опрошенных отвечают на этот вопрос утвердительно. В 90-е годы таких было под 90 процентов. Улучшение есть, но не кардинальное. Подтверждение тому – быстрый рост числа исков в судах (в этом году их ожидается не менее полумиллиона). Радоваться нечему, так как почти каждое второе решение в пользу потребителя не выполняется. Впору выбросить лозунг: «Не кошмарьте потребителя!»
 

 ДА - ОМБУДСМЕНУ, НЕТ - МЕЛКИМ БУКОВКАМ

«Статья 7. п. 1.
Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
 
Статья 8. п. 1.
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Статья 16. п. 1.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными».
 
(Из ФЗ «О защите прав потребителей»)
– До сих пор не решен вопрос о системном представительстве интересов потребителей перед органами власти и крупным бизнесом. Именно он и должен стать новой миссией потребительского движения как части гражданского общества, – убежден глава СПРФ Петр Шелищ. – Интересы предпринимателей защищает механизм ОРВ (оценки регулирующего воздействия) нормативных правовых актов и государственные омбудсмены федерального и регионального уровней, а у потребителей нет ничего подобного. Власть должна ликвидировать рыночную асимметрию возможностей предпринимателя и потребителя в защите своих интересов. Чтобы стимулировать участников рынка к большей правопослушности, надо пересмотреть всю систему обязательных требований к ним и их продукции.
Потребительское законодательство в основном правильное, но недостаточное, полагает правозащитник. Закон о защите прав потребителей нуждается в модернизации, потому что он изначально ориентировался на потребление товаров, а сегодня россияне больше жалуются на некачественные услуги. Оказывается, чаще всего интересы потребителей ущемляются с помощью предлагаемых им договоров, где ряд пунктов написан мельчайшим шрифтом, который нужно рассматривать с лупой. Как с этим бороться? Заставить всех носить в кармане оптический прибор?
В СПРФ выход видят в законодательном установлении единых форм и перечней существенных условий типовых договоров на массовые услуги для потребителей. Это бы сделало ничтожными противоречащие им условия типовых договоров недобросовестных исполнителей, от которых страдают потребители, особенно из социально уязвимых слоев. Ведь им не под силу платить за правовую или экспертную помощь. Именно они и вынуждены мириться с нарушением своих прав в отличие от 60 процентов остальных, готовых предпринять реальные усилия для их отстаивания.
А чем не идея – ввести должность омбудсмена по защите прав потребителей?! Тогда бы представительство интересов потребителей и потребительского движения перед органами власти, чем, собственно, сегодня занимаются имеющиеся общественные организации, выросло на порядок. 

Уровни национальной системы защиты прав потребителей в Российской Федерации 

ПРОГРЕССА БЕЗ РИСКОВ НЕ БЫВАЕТ

Основной формат работы союзов потребителей в странах Евросоюза – лоббирование интересов потребителей при подготовке и принятии властных решений, касающихся их.Мнение правозащитников учитывается как на национальном уровне, так и в Европарламенте и Еврокомиссии. Они также активно занимаются правовым просвещением и консультированием граждан (но, что важно!) – обычно по заказу правительств за счет бюджетов, о чем отечественные правозащитники только мечтают.
Всемирная организация потребительских союзов (Consumers International), в которую входит 240 организаций из 120 стран мира, озабочена сейчас следующими проблемами.
Защита потребитнлнй
ПЕРВАЯ – риски использования цифровых технологий. Смартфоныкомпьютеры в качестве «большого брата», контролирующего своих пользователей, – сегодня уже осознаваемая малоприятная проблема. Теперь мировые правозащитники обратились к теме детских игрушек. Они – составная часть подключаемых к Интернету электронных гаджетов, число которых к 2020 году достигнет 50 миллиардов штук. Детские игрушки, как и телефоны, могут записывать все, что говорит ребенок, и передавать информацию в компании для ее продажи третьей стороне. А это уже ставит под угрозу неприкосновенность частной жизни потребителей.
ВТОРАЯ – повышение устойчивости человеческого организма к антибиотикам вследствие их безответственного применения для быстрого роста и защиты от болезней
сельскохозяйственных животных (именно они потребляют 2/3 этих препаратов). В результате важные лекарства перестают действовать, что создает угрозу для жизни человека и увеличение смертности от распространенных инфекций и незначительных травм.
ТРЕТЬЯ – избыточный вес и ожирение у детей. В развитых странах их причиной является неправильное питание, а в развивающихся, как ни странно, недоедание. Сегодня на планете 222 миллиона таких детей, и каждый год их становится больше на 20 процентов. Все они стоят перед угрозой заболеть в будущем сахарным диабетом второго типа, гипертонией и жировым гепатозом печени.
ЧЕТВЕРТАЯ – укрепление доверия потребителей к онлайн-ретейлу в связи с глобализацией данного сегмента потребительского рынка и массовым вовлечением в него пользователей Интернета. Индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию других услуг развивается очень динамично. Ее объем в 2015 году вырос на 7 процентов к предыдущему году, причем почти треть приходится на трансграничную торговлю.
 

ОТ ЧАСТНОГО К НАЦИОНАЛЬНОМУ

Структура полученных обращений граждан (потребителей) С мировой проблематикой в главных аспектах перекликается и российская. На вопрос, кто в нашей стране является главным защитником прав потребителей, однозначно ответить трудно. Есть различные общественные структуры по отдельным секторам, а в национальном масштабе самыми массовыми являются две – Союз потребителей РФ (СПРФ) и Объединение потребителей России (ОПР), организованное в 2009 году. В первом до 100 региональных организаций, во втором – порядка 70, и есть в нем легкий крен в сторону производителей.
Председатель Центрального Совета ОПР, член Совета Федерации Вячеслав Тимченко считает, что конкуренция в работе не мешает: «Мы не собираемся мериться размерами. Главное, чтобы был результат и граждане ощущали реальную защиту и пользу от деятельности общественных структур». При этом он подчеркнул, что за 25 лет действия профильный закон сыграл свою роль, но уже не вполне отвечает современным экономическим вызовам, динамике рыночных отношений, новым форматам торговли и услуг, например, таким как интернет-торговля. «Законодательство должно постоянно дорабатываться с учетом требований времени, – отметил сенатор. – Тем более что есть поручение Президента РФ о разработке стратегии госполитики в сфере защиты прав потребителей. Это, безусловно, потребует корректировки нормативной базы. В верхней палате в минувшем декабре прошли парламентские слушания по совершенствованию потребительского законодательства. Комитет Совета Федерации по экономической политике уже сформировал рабочую группу по вопросам политики защиты прав потребителей и взаимодействия с их общественными объединениями. Потребуются усилия всех участников потребительского рынка. Добросовестных отечественных товаропроизводителей следует поддерживать. Впереди фундаментальная, не скоротечная работа».
К слову, в ближайшее время состоится заседание президиума Госсовета на тему «О национальной системе защиты прав потребителей». Это все звенья одной цепи. Речь пойдет о том, чтобы определить векторы дальнейшего совершенствования национальной системы защиты прав потребителей с учетом вызовов, обусловленных развитием новых форм торговли. Один из них, в частности, заключается в необходимости создания системы противодействия трансграничному мошенничеству.
Ставится задача уделить особое внимание просвещению, информированию граждан об их потребительских правах с акцентом на наиболее социально уязвимые категории – престарелых граждан, детей, инвалидов, малоимущее население. Это вытекает из новых руководящих принципов ООН по защите интересов потребителей, утвержденных в 2015 году. Они в том числе призваны создать платформу для более тесного международного сотрудничества в этой сфере, конкретно – в электронной торговле, финансовых услугах, туризме, ЖКХ и других направлениях.
Так что в перспективе закон о защите прав потребителей имеет все шансы превратиться в Потребительский кодекс. Ну а сейчас перед парламентариями встают более оперативные задачи. Правительство недавно поддержало законодательные предложения Роспотребнадзора о регулировании интернет-торговли, наделении статусом, обязанностями и ответственностью виртуальных маркетов и агрегаторов, их предоставляющих. По данным главы Роспотребнадзора Анны Поповой, на новый вид коммерции падает около четырех процентов всех торговых операций в стране, а ее оборот равен 760 миллиардов рублей.
Депутат Госдумы Евгений Федоров (один из авторов поправок 2006 года в профильный закон) глобально оценил состояние законодательной защиты прав потребителей и сделал вывод: «Законодательно сделано очень много. За истекшее десятилетие в сфере обеспечения качества продукции, и в первую очередь товаров широкого потребления, введены международные стандарты, заменившие советские ГОСТы. По сути, полностью изменены подходы с точки зрения нормативной стороны обеспечения прав потребителей. Уточнены механизмы их защиты в законе о торговле…»
 
 Людмила Глазкова
 
Фото КОММЕРСАНТЪ
Фото КОММЕРСАНТЪ
Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 7 + 1 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.