ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
СОБЫТИЯ

25.03.2017
24.03.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

24.03.2017
23.03.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
В СТАТЬЕ
    журнала № 03 - 2017 г.
|   Поделиться с друзьями:

Русский мир – это больше, чем география

Политика | Русский мир
Фото из личного архива Л.Слуцкого

Сегодня формируется новая глобальная конфигурация ХХI столетия, в которой Русский мир отнюдь не является выражением мифических «имперских устремлений», – об этом статья председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Леонида Слуцкого

 
Понятие «Русский мир» роди­лось не сегодня и не вчера, первое упоминание о нем встречается в Древней Руси еще в XI веке, как упоминались тогда мир римский или византийский. Спустя столетия термин был возрожден и в наше время наполняется новым смыслом. По определению Прези­дента России Владимира Путина, Русский мир может и должен объ­единить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили - в России или за ее пределами.
Русские школы
Сегодня мы формируем, по сути, мировую архитектуру XXI столетия, где вырисовываются со­вершенно новые интеграционные блоки, о которых еще 15-20 лет назад даже речи не шло. Безус­ловно, ключевым для нас является Евразийский экономический союз, открывший свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы между пятью странами-участницами. Сейчас и другие страны присматриваются к нашему евра­зийскому проекту, выражают за­интересованность в подключении к нему в той или иной форме. С Вьетнамом уже оформлено Согла­шение о зоне свободной торговли, еще с 12 странами такая возмож­ность прорабатывается. Есть все основания полагать, что в нынеш­нем столетии интеграционные про­цессы на пространстве Большой Евразии - Шанхайская организа­ция сотрудничества, Экономиче­ский пояс Шелкового пути - будут все в большей степени сопрягаться и со временем охватят весь огром­ный Евразийский континент.
 

ОСТАВАТЬСЯ РУССКИМИ

Олимпиада «Время учиться в России»  проводится Россотрудничеством во Вьетнаме
В этой новой глобальной конфигу­рации Русский мир отнюдь не яв­ляется выражением мифических «имперских устремлений» Кремля, как утверждает расхожее клише в нынешней информационно-про­пагандистской войне. На самом деле Русский мир - это историче­ски сложившееся трансграничное международное сообщество, объ­единяемое сознанием причастно­сти к России, общностью культуры, языка, ценностных и религиозных ориентиров. На схожем фундаменте зиждется и развивается франкофония, также содружество, традици­онно именовавшееся британским, и, наконец, ибероамериканское со­общество, основанное на испанском языке и культуре. А в плане исполь­зования «мягкой силы» для продви­жения и защиты своих националь­ных интересов Россия осваивает те же, по сути, каналы общественной дипломатии, которые десятилети­ями с успехом используют, напри­мер, Соединенные Штаты.
Безусловно, важнейшей задачей является сохранение русского язы­ка. Речь идет - снова процитирую Президента РФ - «о сохранении - ни больше ни меньше - националь­ной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со сво­им характером, со своими тради­циями, со своей самобытностью, не утратить историческую преем­ственность и связь поколений. Для русских это означает быть и оста­ваться русскими».
Кавычки  
На самом деле Русский мир – это исторически сложившееся трансграничное международное сообщество, объединяемое сознанием причастности к России, общностью культуры, языка, ценностных и религиозных ориентиров»
Между тем, говоря сегодня о Русском мире, мы должны пом­нить, что в конце 80-х на русском языке говорили на планете порядка 350 миллионов человек, сейчас 270. Минус 80 миллионов за ничтожный в историческом масштабе отрезок времени - это настоящий коллапс, если называть вещи своими имена­ми. И мы сегодня обязаны работу вести на качественно ином уровне: тем, кто примет решение вернуться в Россию, обеспечивать возмож­ность трудоустройства, обретения жилья, полноценного пользования услугами здравоохранения и обра­зования. Те же, кто остается за ру­бежом, должны чувствовать свою культурную и гуманитарную общ­ность с Великой Россией. Нельзя этих людей «списывать с баланса», нельзя не помочь им в главном - желании учить детей, а это будущее Русского мира, на родном для мно­гих поколений их семей русском языке.
Мы уже видим в ряде бывших советских республик Центральной Азии, к чему приводит преслову­тый самотек. Во всем Туркмениста­не действует единственная русская школа имени Пушкина в Ашхабаде, резкое сокращение количества рус­ских школ идет в некоторых других странах региона. Следует понимать, что не через 50, а уже через 5-10 лет там вырастет поколение поли­тической и бизнес-элиты, плохо говорящее на русском языке. А ведь именно он является цементирую­щей основой не только Русского мира и русской цивилизации, но и всех наших интеграционных про­ектов.
 
Из Концепции
«Русская школа за рубежом», утвержденной Президентом РФ 4 ноября 2015 г.:
 
«Происходящие в мире процессы глобализации и интернациона­лизации вызвали резкую активи­зацию мобильности населения во многих странах и регионах.
В результате этого, а также вслед­ствие распада СССР существенно выросло число российских граждан и соотечественников, прожи­вающих в настоящее время за пределами Российской Федерации. По оценкам МИД России, только в странах Содружества Независи­мых Государств сейчас проживает около 17 млн российских граждан и соотечественников, из них на Украине - около 7 млн, в Казах­стане - около 5 млн, в Белорус­сии - более 1 млн, в Узбекистане - около 1 млн, в остальных странах и регионах мира - более 12,5 млн человек. Основными странами компактного проживания россий­ских граждан и соотечественников являются: Германия - около 4 млн человек, США - более 3 млн, Из­раиль - более 1,5 млн, Латвия - около 750 тыс., Эстония - около 400 тыс., Канада - около 400 тыс., Греция - более 350 тыс., Аргенти­на - более 300 тыс., Литва - око­ло 220 тыс., Австралия - более 200тыс., Великобритания - око­ло 200 тыс., Иордания - около 120 тыс. человек...»
«В связи с этим общее образо­вание на русском языке за рубе­жом необходимо рассматривать в контексте реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации по оказанию систематической и разносторонней поддержки российским гражданам и сооте­чественникам, проживающим за рубежом, защите их прав, в том числе права на получение образо­вания на русском языке, а также в контексте поддержки, продвиже­ния и реализации стратегических внешнеполитических интересов Российской Федерации.»

РАСТИ, А НЕ СЖИМАТЬСЯ

Как говорили древние, из ничего ничего не бывает. Мы работаем над тем, чтобы увеличить финан­сирование программы «Русская школа» и некоторых других, но пока государственная поддержка этих важнейших программ и по студенческим обменам, и по стро­ительству школ совершенно недо­статочна. Наша работа на данном направлении напоминает машину хорошей марки, водитель которой знает, куда и как ехать, но топлив­ный бак ее пуст. И не постораниваются, косясь и давая ей дорогу, как это было у Гоголя, другие на­роды и государства, а, напротив, элегантно объезжают и устрем­ляются вперед коллеги из Бри­танского совета и Королевского литературного общества Велико­британии, Французского альянса, итальянского Института культуры, испанского Института Сервантеса, немецкого Гете-Института, китай­ского Института Конфуция. А в той же Центральной Азии образо­вательные «ниши», ранее занимае­мые русским языком, постепенно захватывает турецкий.
Сохранить Русский мир, не до­пустить его географического и ко­личественного «усыхания», сделать так, чтобы Русский мир, русская цивилизация вновь начали ра­сти - эта задача лежит на совести нашего поколения. Мы не можем оставить решать ее детям или вну­кам: им тогда придется иметь дело с номинальными соотечествен­никами, говорящими по-русски с акцентом, имеющими лишь самые общие представления о русской литературе, истории, культуре, у которых Россия будет вызывать разве что любопытство как роди­на предков. А ведь задачу в разы увеличить наше культурное и гу­манитарное присутствие в мире и на порядок увеличить его там, где говорят по-русски или понимают русский, Владимир Путин ставил, идя на выборы еще пять лет назад. Для того чтобы открывать по все­му миру русские школы, не требу­ется запредельного финансирова­ния. Уверен, что эту благородную, хотя и весьма непростую задачу нам с коллегами в Государственной Думе и Совете Федерации решить по силам.
В том же 2012 году в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» президент предупреждал: у нас на седьмой части земной суши, где сосредоточены 40 процентов миро­вых богатств, живут всего 2 про­цента населения планеты. И если не реализовать масштабный, долго­срочный проект демографического развития, наращивания человече­ского потенциала, мы рискуем пре­вратиться в глобальном смысле в «пустое пространство», судьба ко­торого будет решаться не нами.
Для решения демографических проблем объективно требуется обе­спечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья. Принятая несколько лет назад Госпрограмма содействия доброволь­ному переселению соотечествен­ников пока работает, мягко говоря, не в полную силу. Чтобы выйти на поставленные главой государства параметры, программа в ее нынеш­ней редакции, действующей с 2013 года, должна поддерживаться госу­дарством в разы сильнее.
 
Леонид Слуцкий
председатель Комитета Государственной Думы
по международным делам

Туркмено-российская школа  в Ашхабаде была открыта в соответствии с межправительственным соглашением  от 21 января 2002 года. Уже в 2005 году  ее признали  лучшей русской школой зарубежья. В декабря 2009 года  открыто ее новое здание,  построенное на средства Газпрома Фото wikipedia.org
Туркмено-российская школа  в Ашхабаде
Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 1 + 8 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.