ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
СОБЫТИЯ

28.04.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

28.04.2017
27.04.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
polosa
В СТАТЬЕ
    журнала № 02 - 2017 г.
|   Поделиться с друзьями:

О передаче церковного имущества Русской православной церкви

Общество
Фото Владимира Афанасьева

 
Андрей КЛИШАС,
председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

 
30 ноября 2010 года был принят Федеральный закон №327-ФЗ «О передаче рели­гиозным организациям имущества ре­лигиозного назначения, находящегося в государственной или муниципаль­ной собственности» (далее - закон о передаче имущества религиозного на­значения), предметом регулирования которого является порядок безвоз­мездной передачи в собственность или безвозмездное пользование ре­лигиозным организациям имущества религиозного назначения, находяще­гося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной соб­ственности.
Целью установленного регулирова­ния является, в том числе, достижение баланса социальных интересов и со­циального согласия в вопросе обеспе­чения равного доступа к объектам ре­лигиозного культа, расположенным на различных территориях Российской Федерации. Установленный законом механизм передачи имущества ре­лигиозным организациям направлен на обеспечение конституционного принципа светского государства, за­крепленного в статье 14 Конститу­ции. Часть 2 статьи 14 Конституции, помимо этого, устанавливает, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
К сожалению, процесс передачи ряда объектов Русской православной церкви, в том числе Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, не лишен политических спекуляций, которые представляются крайне деструктив­ными, противоречащими конститу­ционному принципу светского госу­дарства и направленными на подрыв социального согласия.
Установленный порядок предпо­лагает, что передача имущества ре­лигиозного назначения религиозным организациям осуществляется в соответствии с планом передачи такого имущества, утверждаемым уполно­моченным органом исполнительной власти, при этом религиозная органи­зация может обратиться в уполномо­ченный орган с соответствующим за­явлением о включении того или иного объекта в план передачи имущества.
Статья 8 закона о передаче иму­щества религиозного назначения определяет исчерпывающий перечень оснований для отказа в передаче ре­лигиозной организации в собствен­ность или безвозмездное пользование государственного или муниципально­го имущества религиозного назна­чения. Так, к числу таких оснований относятся несоответствие имущества религиозному назначению, несоот­ветствие заявленной цели религиоз­ной организации целям деятельности, предусмотренным ее уставом или федеральным законом, подача за­явления о передаче имущества ино­странной религиозной организацией, наличие вступившего в силу решения суда, определяющего иной порядок распоряжения данным имуществом, нахождение данного имущества в безвозмездном пользовании другой религиозной организации, а также наличие нормы федерального закона, в соответствии с которой данное иму­щество не подлежит передаче.
Положением статьи 2 закона о передаче имущества религиозного назначения имущество религиозно­го назначения определяется как не­движимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, вклю­чая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, мо­настырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспече­ния таких видов деятельности рели­гиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение мо­литвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монаше­ская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного прожи­вания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для бого­служений и иных религиозных целей).
Из изложенного следует, что осно­ваний для отказа в передаче Исааки­евского собора в Санкт-Петербурге Русской православной церкви, уста­новленных статьей 8 закона о переда­че имущества религиозного назначе­ния, при соблюдении заявителем всех формальных требований не усматривается.
Кроме того, действующее регулирование (статья 5 закона о передаче имущества религиозного назначения) определя­ет, что специальный правовой режим объ­екта религиозного назначения, напри­мер режим объ­екта культурного наследия, не препят­ствует его передаче религиозной организации, при этом сама религиозная орга­низация принимает на себя охранные обязательства, являющиеся огра­ничениями (обременениями) права собственности на данный объект или права пользования данным объектом, в связи с чем высказываемые в ряде случаев опасения относительно на­рушения режима охраны объекта как объекта культурного наследия явля­ются беспочвенными.
В этой связи необходимо призвать представителей публичной власти к прекращению различного рода поли­тических спекуляций на фоне пере­дачи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Русской православной церкви, а также передачи иных объ­ектов соответствующего назначения, находящихся в государственной и му­ниципальной собственности, религи­озным организациям. Такая передача не наносит ущерба балансу социаль­ных интересов, а лишь способствует укреплению конституционного прин­ципа светского государства, полно­стью соответствует положениям дей­ствующего законодательства.
Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 9 + 3 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.