ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
СОБЫТИЯ

22.02.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

22.02.2017
21.02.2017
20.02.2017
17.02.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
В СТАТЬЕ
    журнала № 12 - 2016 г.
|   Поделиться с друзьями:

От самого мощного к самому мощному

Тема номера | Ледоколы

5 декабря 1957 года был спущен на воду самый мощный в мире атомный ледокол «Ленин». 60 лет спустя, 16 июня 2016 года, был спущен новый и опять же самый мощный на планете атомный ледокол «Арктика». Традиции продолжаются

 

НАМ НЕТ ПРЕГРАД

«Ленин» - первое в мире судно с ядерной силовой установкой, став­шее настоящей легендой ХХ века. Вся страна гордилась тем, что мир­ный атомоход был построен на оте­чественной верфи, нашими специ­алистами. Появившись в эпоху тех­нологического и военного соревно­вания между СССР и США, атомный ледокол стал не только мощнейшим идеологическим, но и эффективным экономическим проектом.
Необходимость в таком ледо­коле ощущалась очень остро, ведь проводка судов через льды требо­вала чрезвычайно большого рас­хода горючего. Топливо составляло примерно треть веса дизельных ледоколов, и необходимость регу­лярно заправлять судно снижала эффективность их эксплуатации. Между тем главное преимущество атомных ледоколов - почти не­ограниченная автономность плава­ния. В середине 70-х годов ХХ века один из рейсов ледокола составил 13 месяцев - 390 суток.
«Ленин» стал первым в мире надводным судном с атомной энер­гетической установкой и по мощ­ности не имел себе равных среди ледоколов всего мира. С навигации 1960 года атомоход осуществлял проводку судов на самых тяжелых участках Северного морского пу­ти. С него не раз осуществлялась расстановка дрейфующих автоматических радиометеостанций по границам паковых льдов. С борта ледокола велись важные научные исследования.
Впервые в 1961 году дрейфую­щая полярная станция «Северный полюс-10» была высажена на лед именно с ледокола «Ленин» и обу­строена при участии его экипажа. В 1971 году «Ленин» вместе с ледо­колом «Владивосток» осуществил высокоширотное сквозное плава­ние из Мурманска в Восточный район Арктики. В 1976 году экипаж атомохода ушел в сверхранний по тому времени рейс, чтобы прове­сти теплоход «Павел Пономарев» с четырьмя тысячами тонн груза для газовиков полуострова Ямал. Благодаря усилиям моряков-атомоходцев в конце 70-х годов навигация в За­падном районе Арктики стала круг­логодичной.
Каюта капитана на ледоколе «Ленин»На 15 сентября 1959 года (момент выхода ледокола на ходовые ис­пытания после постройки) экипаж насчитывал 210 человек. В даль­нейшем численность составляла в среднем 150 человек. Условия быта и общения моряков, месяцами на­ходившихся в плавании, отвечают всем требованиям времени. Чтобы как-то отвлечь людей от ледяной белизны снежно-ледяной равнины и мрака долгой полярной ночи, поме­щения ледокола были облицованы различными породами дерева пре­имущественно светлых тонов.
Каюты команды также окраше­ны в светлые тона, а салон капи­тана облицован волнистым кленом золотистого цвета. Командный со­став и ведущие специалисты экипа­жа имели отдельные благоустроен­ные каюты, рядовые члены экипажа располагались в двухместных ку­бриках. Все помещения в надстрой­ке ледокола связаны между собой вертикалью трапа, выполненного из цветного металла и дерева, создаю­щих ощущение не только добротно­сти, но и изящества.
Центром судовой жизни на ато­моходе была кают-компания, по­жалуй, самое красивое помещение на борту, к которому примыкали музыкальный и курительный салоны. Здесь, а также в клубе ледокола, проходило большинство обществен­ных и культурных мероприятий экипажа. Судовая библиотека на­считывала более 8 тысяч книг.
Кавычки  
На досуге члены экипажа «Ленина» играли в футбол на льду, волейбол, сдавали нормы ГТО, ходили  в бассейн и сауну»
Свой досуг моряки проводили довольно весело, устраивали ве­чера отдыха, на которых выступал судовой вокально-инструменталь­ный ансамбль. Силами же своей художественной самодеятельности моряки давали концерты и для жи­телей островов и арктического по­бережья, прежде всего на полярных станциях. На ледоколе выходила стенгазета «Атомоход», можно было послушать выпуски радиогазеты. Большой популярностью у членов экипажа, преимущественно моло­дых людей от 25 до 30 лет, поль­зовались спортивные состязания: футбол на льду, перетягивание ка­ната, сдача норм ГТО, волейбол и другие.
На ледоколе имелись спортзал, бассейн, баня-сауна, парикмахерская. Работали и медицинские кабинеты, оборудованные новейшей лечебно­-профилактической аппаратурой: терапевтический, зубоврачебный, рентгеновский, физиотерапевтиче­ский, операционная, процедурная, ла­боратория, имелась аптека. Столовая ледокола, оборудованная экраном, вечером превращалась в кинозал.
Что касается гастрономических радостей, то на борту атомохода «Ленин» кормили всех одинаково, от капитана до матроса, 4 раза в сутки, обильно, разнообразно, но не избыточно-калорийно. Это име­ло свой резон - движения в судо­вых условиях морякам не хватало, а в 30-градусный мороз не очень-то выйдешь прогуляться на открытую палубу.
Сейчас, оказавшись на вечной стоянке у причала мурманского порта, ледокол обрел вторую, не менее насыщенную жизнь. На его борту действует информационный центр атомной отрасли и создан музей, куда ежедневно приходят на экскурсии более трехсот че­ловек. Первый атомный ледокол стал легендой о мужестве поляр­ников и гении советских ученых. Его появление стало началом развития новой высокотехнологичной отрасли производства, атомного судостроения, и создания целого флота атомных судов.
 

СУРОВОМУ РЕГИОНУ — СУРОВАЯ ТЕХНИКА

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным фло­том, способным дойти в любую точку Северного Ледовитого океана и призванным решать задачи обе­спечения национального присут­ствия в Арктике.
Сегодня основными направ­лениями деятельности Рос­атомфлота (предприятие Гос­корпорации «Росатом») являются: ледокольное обеспечение проводки судов в акватории Северного морского пути в замерзающие порты РФ; обеспечение проведения вы­сокоширотных научно-исследова­тельских экспедиций; проведение аварийно-спасательных операций во льдах на акватории СМП и не­арктических замерзающих морей.
Строящийся новый ледокол Росатомфлот участвует в вы­полнении работ по экологической реабилитации Северо-Западного региона России, обеспечивает рабо­ты по изучению гидрометеорологи­ческого режима морей и минераль­но-сырьевых ресурсов арктического шельфа, прилегающего к северному побережью Российской Федерации, осуществляет туристические круи­зы на Северный полюс, острова и архипелаги центральной Арктики. Бесперебойное функционирование Северного морского пути имеет огромное значение для многих рос­сийских регионов. Ледоколы игра­ют важнейшую роль в развитии от­даленных районов Крайнего Севера, ведь именно они призваны обеспе­чить жизнеспособность этого края.
Сегодня основная работа атом­ного флота заключается в том, что­бы обеспечить безопасность море­плавания и стабильной навигации, в том числе и транзитной, по Север­ному морскому пути.
Это особенно важно, ведь транс­портировка углеводородной про­дукции на рынки Азии и Европы по трассе СМП может служить ре­альной альтернативой существую­щим транспортным связям между странами Атлантического и Тихо­океанского бассейнов через Суэцкий и Панамский каналы, позволяя вы­играть время. Во многом благодаря атомному ледокольному флоту в 2015 году по Северному морскому пути было перевезено около чеырех миллионов тонн грузов. Согласно прогнозам, в 2016 году рост грузо­потока по Северному морскому пути достигнет восьми миллионов тонн.
В состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят: два атомных ледокола с двухре­акторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил («Ямал», «Россия», «50 лет Победы»), два речных ледо­кола с однореакторной установкой мощностью около 50 тысяч лоша­диных сил («Таймыр», «Вайгач»), атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной уста­новкой мощностью 40 тысяч лоша­диных сил и пять судов технологи­ческого обслуживания. Атомный ле­докол «Советский Союз» находится в эксплуатационном резерве. Таким образом, атомный флот России со­стоит сейчас из шести атомных ле­доколов, одного контейнеровоза и четырех судов технологического об­служивания. Их вывод из эксплуа­тации наступит в ближайшие годы и продлится до 2025 года.
 

АРКТИКА ЖДЕТ «АРКТИКУ»

Кавычки  
Новые двухосадочные атомоходы заменят как тяжелые ледоколы, так  и более легкие речные, типа «Таймыр», смогут не только ломать 2,9-метровый лед на Северном морском пути, но и заходить  в устья сибирских рек»
Скоро атомный ледокольный флот пополнится тремя мощными двух­осадочными ледоколами нового поколения ЛК-60Я проекта 22220, способными работать не только на море, но и в сибирских реках. Эти ледоколы смогут ломать лед толщиной до 2,9 метра и обеспе­чат круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Новые суда смогут заменить как тяжелые ледоколы, которые используются в морях, так и более легкие машины типа «Таймыр», которые работают на мелководье. Предполагаемая геогра­фия работы нового атомохода — за­падный район Арктики (Баренцево, Печорское и Карское моря, а также устье Енисея и район Обской губы).
27 мая 2015 года на стапеле ООО «Балтийский завод - судострое­ние» состоялась закладка первого серийного атомного ледокола «Си­бирь». А 16 июня 2016 года «Бал­тийский завод - судостроение» в Санкт-Петербурге (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) спустил на воду флаг­манский атомный ледокол «Аркти­ка» проекта 22220, самый большой и мощный атомный ледокол в мире. В нем реализованы все тех­нические возможности, которые никогда ранее не использовались на других судах. Мощность и ав­тономность - это два ключевых преимущества нового российского ледокола.
По оценкам экспертов, к 2030 го­ду для обеспечения круглогодичной подводки судов к стратегическим объектам северного побережья России необходимо построить не менее 40 новых ледоколов различ­ного класса.

Елена Леводянская
 
Ледоколы России
Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 6 + 4 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.