ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
СОБЫТИЯ

22.02.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

22.02.2017
21.02.2017
20.02.2017
17.02.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
В СТАТЬЕ
    журнала № 12 - 2016 г.
|   Поделиться с друзьями:

Севморпути нужны новые порты

Тема номера | Порты
Маршрут из Европы в Азию

Без современных портов Северному морскому пути не стать главной экономической артерией Арктики

 
Через Арктику проходят крат­чайшие морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. Так, при использовании эталонного маршрута Роттердам - Йокогама расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11 205 морских миль. При исполь­зовании Северного морского пути расстояние сокращается на 3860 морских миль, или на 34 процентов.
По словам члена Совета Феде­рации, председателя Экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячесла­ва Штырова, в настоящее время углеводородная промышленность требует постоянного вывоза грузов из Арктики. Строится порт Сабетта, из которого пойдет сжиженный газ. Помимо его строительства возрож­дается география портопунктов для каботажного плавания, включая ар­хипелаги Новая Земля, Земля Фран­ца-Иосифа, Новосибирские острова, остров Врангеля, мыс Шмидта, Певек и другие.
Член Комитета Госдумы по меж­дународным делам Артур Чилинга­ров считает, что это свидетельству­ет об активном и целенаправлен­ном восстановлении государствен­ного присутствия в важнейшем для нашей страны регионе - Арктике.
«Намечены реконструкция и вос­становление морских портов на всей трассе Северного морского пути, и вся территория Крайнего Севера и Арктики будет оснащена современной системой спутниковой навигации. Разработана программа по восстановлению ледокольного флота, в частности, в ближайшие годы планируется построить три атомных и три дизельных ледокола. В государственном бюджете уже за­ложены средства для проектирования новой серии атомных судов», – пояснил законодатель.
Согласно «Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», значимая роль превращения Арктической зоны России в ресурсную базу страны отводится морским грузоперевозкам и арктическим морским торговым портам.
По мнению Вячеслава Штырова, структур и органов, которые работают для развития Арктики, создано достаточно. «Но в конечном итоге мы не знаем конкретно, кто и за что несет ответственность. Одному не хватает полномочий, другому – хозяйствующих функций и так далее. Нет всеобъемлющей законодательной базы по Севморпути. Тот закон, который действует, не обеспечивает всех потребностей, связанных с развитием морской трассы, надо создавать новый документ, целостный. Есть проблемы даже с границами Северного морского пути. Вопросов много, а время не ждет».
Эту ситуацию сейчас активно исправляют. На состоявшихся заседаниях Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации были рассмотрены вопросы о национальном арктическом транспортном коридоре, создании эффективной системы управления Северным морским путем, схеме территориального планирования Арктической зоны, развитии авиации и целый ряд других. По итогам заседаний выработаны рекомендации, которые были направлены в комитеты Совета Федерации и органы государственной власти Российской Федерации.
В ноябре 2015 года на совместном заседании Совета по Арктике и Антарктике и членов Госкомиссии по вопросам развития Арктики было принято решение о необходимости разработки специального закона о развитии Арктической зоны Российской Федерации. «Совместными усилиями этот проект закона полностью подготовлен. В настоящее время он направлен на рассмотрение Правительства Российской Федерации», – сказал Вячеслав Штыров.
В транзитном отношении Северный морской путь будет интересен компаниям, которые хотят сократить свои расходы при транспортировке грузов через Индийский океан. Суэцкий и Панамский каналы ежегодно пропускают более 900 миллионов тонн грузов, в то время как Россия предлагает более экономичный, короткий и безопасный маршрут. Перевозки через него, как планируется, к 2030 году вырастут до 60 миллионов тонн. Сейчас он работает для обеспечения транзита с конца июля по ноябрь, а к 2050 году Северный морской путь сможет, предположительно, функционировать круглогодично. Все дело – в глобальном потеплении.
 
Дмитрий Олишевский 
 
Семен Дежнев в 1648 году впервые открыл путь между Азией и Северной АмерикойКартина художника Владимира Латынцева
Как искали Северный морской путь  
 
 Русский дипломат Дмитрий Герасимов еще в 1525 году заявил о возможности практического использования Северного морского пути (тогда он назывался Северо-Восточный проход).  Начиная с  середины XVI века поиски северо-восточного прохода длились около 100 лет, а затем прекратились больше чем на два столетия.

 Северный морской путь «открывали» несколько раз. Многие острова, проливы и реки открывались, забывались и открывались вновь. К примеру, проход между Азией и Северной Америкой сначала был открыт Семёном Дежневым в 1648 году и «забыт», а позже, в 1728 году, вновь нанесён на карты Первой Камчатской экспедицией Витуса Беринга. 

 Разработкой такой экспедиции занимался М.В.Ломоносов, представив свои соображения в труде «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» и в «Прибавлении о северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану» (1762—1764). 

 В 1878 году швед Эрик Норденшельд неожиданно прошел в одну навигацию почти весь путь, обогнув северную оконечность Евразии — мыс Челюскин (первое достоверное плавание мимо него) и зазимовал у берегов Чукотки. Вторым мимо Челюскина прошел в 1893 году норвежец Фритьоф Нансен, а третьим был в 1901 году русский исследователь Эдуард Толль.
Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 3 + 4 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.