ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
СОБЫТИЯ

28.04.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

28.04.2017
27.04.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
polosa
В СТАТЬЕ
    журнала № 12 - 2016 г.
|   Поделиться с друзьями:

Николай Харитонов, председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и дальнего Востока

Зачем нам Полярный кодекс

Тема номера | Закон

Почему продолжается отток населения из арктических регионов России? Что происходит с реализацией приоритетных программ по освоению отдаленных территорий? Из-за чего буксует принятие закона об Арктической зоне страны? Об этих и других темах в своей статье размышляет председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и дальнего Востока Николай Харитонов

Николай Харитонов
 
Исторически Россия - веду­щая арктическая держава. И потому сегодня перед стра­ной стоят стратегически важные за­дачи по дальнейшему освоению и развитию Российской Арктики.
Одним из ключевых факторов ос­воения Арктики является развитие Северного морского пути. В совет­ские времена он был очень востре­бован. Но сегодня от Архангельска до Чукотки нет ни одного прилич­ного порта, вся сопутствующая ему инфраструктура сильно изношена. Какие-то надежды на исправление ситуации появились в 2012 году, когда был принят закон о Северном морском пути, и затем в 2013-м - по­сле принятия Стратегии развития Арктической зоны. Но, увы, только надежды, потому что им не сопут­ствовало, на мой взгляд, главное - необходимая координация действий органов власти. Можно было бы предположить, что часть проблем решит новая редакция госпрограммы «Социально-экономическое раз­витие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Но пока в проекте федерального бюджета на 2017-2019 годы расходы на нее не предусмотрены. Поэтому, уверен, основную часть проблем мы снимем, приняв закон об Арктической зоне России. Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Вос­тока неоднократно указывал на это, принимая участие в обсуждении го­товящегося документа. Но, к сожале­нию, для внесения этого законопро­екта в Государственную Думу пока не хватает политической воли.
В какой-то степени повторяется ситуация двухлетней давности, ког­да активно разрабатывался проект федерального закона об ускорен­ном развитии Дальнего Востока и Байкальского региона. Депутаты - члены комитета - участвовали в де­ятельности рабочей группы, давали свои предложения. Но, главное, на­стаивали на том, что нужен именно ЗАКОН о развитии Дальнего Восто­ка, а не только госпрограмма. Пото­му что закон надо выполнять, а про­грамму, как показывает практика, можно корректировать, уменьшать финансирование.
Что и происходит сегодня. Несмо­тря на то что развитие Дальнего Вос­тока - национальный приоритет XXI века, расходы на профильную госпрограмму ежегодно сокращаются. В проекте федерального бюджета на 2017 год на нее предусмотрено 17,86 миллиарда рублей, что существенно ниже цифр, обозначенных в паспор­те программы. При этом принято решение о досрочном прекращении ФЦП экономического и социального развития Дальнего Востока и Забай­калья на период до 2018 года. Коми­тет на своем заседании при рассмо­трении законопроекта федерального бюджета на 2017-2019 годы отметил даже, что в госпрограмме практиче­ски не осталось мероприятий, на­правленных на решение проблемы транспортной доступности дальне­восточных территорий.
Кавычки  
Всегда надо помнить,  что самое ценное  на любой территории –  это люди, которые там живут и работают»
Для Арктики эта тема имеет осо­бое звучание. Политика государства должна быть направлена на повы­шение ее привлекательности для населения и это должно быть отра­жено в проекте закона, потому что пока в арктических регионах про­должается отток трудоспособного населения и кадров с высокой ква­лификацией. Остановить этот про­цесс возможно только при создании комфортных условий для работы и проживания людей.
Пока не создана необходимая законодательная база для решения существующих геополитических, экономических, социальных, эколо­гических проблем и задач развития Арктической зоны России, процесс этот будет продолжаться. Ведь дей­ствующие законы в основном на­правлены на социальную защиту и поддержку северян. Но и они не­совершенны, их явно недостаточно для системного освоения региона. В них даже не полностью решены вопросы пенсионного обеспечения северян и оплаты проезда к месту отдыха и обратно.
По моему глубокому убеждению, одним так долго обсуждаемым зако­ном об Арктической зоне России не обойтись. Нужен свод законодатель­ных актов с названием Полярный кодекс, в котором детально были бы прописаны все современные аспек­ты и нюансы, необходимые для ос­воения Арктики. И если ставить пе­ред собой такую масштабную зада­чу, то необходимо наладить, прежде всего, эффективное взаимодействие субъектов Федерации. Арктические регионы страны также обладают правом законодательной инициати­вы, как и все другие, только почему- то порой забывают об этом.
Свод законов для освоения и раз­вития Арктики, их разработка связаны с необходимостью создания единой нормативно-право­вой базы для эффективного функционирования и раз­вития Арктической зоны, комплексного решения стратегических задач раз­вития входящих в ма­крорегион территорий в рамках реализации еди­ной долгосрочной госу­дарственной политики и применения специальных мер государственного стимулирования и поддержки, а также выделения Ар­ктической зоны в качестве самосто­ятельного объекта государственного управления.
Чем должен быть наполнен этот Полярный кодекс, нам тоже понят­но. В наш комитет поступают пред­ложения от субъектов Федерации по внесению изменений в действующее законодательство, направленные на введение экономических стимулов для работодателей по созданию до­полнительных рабочих мест для мо­лодежи, созданию системы льготного кредитования на приобретение жи­лья для молодых семей, приезжаю­щих в районы Севера, Дальнего Вос­тока и Арктики. Есть предложения по совершенствованию социальных гарантий и жилищного обеспечения молодых специалистов, из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, возвращающихся в места компакт­ного проживания; по установлению компенсации части стоимости жи­лищно-коммунальных услуг для вновь прибывших молодых работни­ков на срок до выработки ими стажа работы, дающего право на получение процентной надбавки за работу в ус­ловиях Крайнего Севера в предель­ном размере; по установлению права для лиц моложе 35 лет на получение процентной надбавки к заработной плате в полном объеме с первого го­да работы, если они проживали пе­ред началом трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и прирав­ненных к ним местностях не менее пяти лет. Комитет поддерживает та­кие предложения, но в жизнь их пре­творить пока достаточно сложно: все они являются финансово затратны­ми. Но в перспективе ко всем этим предложениям все равно придется возвращаться.
Пока же речь идет лишь об одном законопроекте. В нем предусматри­вается, что основой для развития Российской Арктики должны стать опорные зоны, которые представля­ют собой комплексный проект со­циально-экономического развития региона. Законопроект направлен на достижение стратегических инте­ресов и обеспечение национальной безопасности в Арктике, предусма­тривает скоординированное приме­нение действующих инструментов территориального и отраслевого развития, а также механизмов реа­лизации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государ­ственно-частного и муниципально­-частного партнерства.
Формирование опорных зон по­зволит обеспечить создание условий для освоения ресурсной базы Ар­ктической зоны и российского континентального шельфа, со­вершенствование транспорт­ной инфраструктуры (вклю­чая объекты двойного на­значения), развитие Се­верного морского пути в качестве национальной транспортной судоход­ной артерии, а также формирование благо­приятных условий для предпринимательской, хозяйственной и иной деятельности в Аркти­ческой зоне.
Добывая в Арктике многочисленные мине­рально-сырьевые ресурсы, развивая инфраструктуру региона, повышая качество жизни населения, в том числе коренного, крайне важно не навредить. Прежде всего, необходи­мо сохранить уникальную экологию северной природы. Для этого следу­ет усилить ответственность за соб­людение экологических норм круп­ными промышленными компаниями, но при этом соблюсти равновесие интересов.
В сфере социального развития Арктической зоны законопроектом предусматриваются меры поддерж­ки и совершенствования систем образования, туризма, культуры и культурного наследия.
Всегда надо помнить, что самое ценное на любой территории - это люди, которые там живут и рабо­тают. Еще совсем недавно Арктика, Север и Дальний Восток как магнит притягивали молодых людей, ис­кавших не только романтики, но и интересной и благополучной жизни. Сегодня ситуация изменилась с точ­ностью до наоборот. В этой связи хочу напомнить: там, где проживает наш, российский человек, там наша территория!    
Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 2 + 7 ) =
Комментарии к статье
10.01.2017  13:01 siangrin2013
Все законы и программы должны неразрывно опираться на изученность и научную обоснованность. Не должно быть конъюнктурщины , особенно в вопросе экспортно-сырьевой направленности и хищничества со стороны олигархов.Решения должны приниматься не в интересах олигархов, а в интересах государства, в т.ч. интересах будущих поколений.  (mailto:siangrin2013@yandex.ru)