ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
СОБЫТИЯ

28.04.2017
27.04.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

28.04.2017
27.04.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
polosa
В СТАТЬЕ
    журнала № 10 - 2016 г.
|   Поделиться с друзьями:

Какие кадры мы вырастим

Союзное государство | Образование

Сближение школьных программ, совершенствование правил приема в вузы, расширение студенческого обмена, внедрение новых методов подготовки рабочих кадров - эти темы обсуждались в Ростове-на-Дону на заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства. В эти же дни там открылся XI фестиваль «Молодежь - за Союзное государство»

 

КАК ВОСПИТАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Более 50 экспертов из Москвы и Московской области, Ростова, Смо­ленска, Новосибирска, Оренбурга, Алтайского, Пермского краев, Мин­ска, Бреста, Витебска, Могилева и многих других городов в течение двух дней обсуждали в Ростове-на-Дону вопросы сближения образо­вательных стандартов в школах и в вузах, государственно-правовое регулирование послевузовского профессионального образования, выработку единых профстандартов.
«Сегодня, как никогда, наше Со­юзное государство нуждается в вы­сококвалифицированных кадрах, -отметила член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государствен­ному строительству, председатель Комиссии Парламентского Собра­ния по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Елена Афанасьева, возглавлявшая российскую делегацию. - И подго­товка этих кадров ложится на плечи системы образования. В то же время задачей номер один остается воспи­тание индивидуальности, воспита­ние личности. Перед нами стоит во­прос: насколько профессиональные кадры мы вырастим и каких граж­дан России и Республики Беларусь мы воспитаем?»
Сенатор Елена Афанасьева устроила лицеисткам мастер-класс пеленания младенцевПриветствие организаторам и участникам семинара от председа­теля Госдумы шестого созыва, пред­седателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергея Нарышкина зачитал ответствен­ный секретарь Парламентского Собрания Сергей Стрельченко. «За годы работы семинар показал себя эффективной площадкой для обмена опытом и выработки реше­ний, - отметил Сергей Нарышкин. - Уверен, что и сегодня результатом дискуссий станут новые инициа­тивы, способствующие развитию и упрочению общего образовательно­го, культурного и научно-техноло­гического пространства Союзного государства».
По мнению начальника Депар­тамента социальной политики и информационного обеспечения По­стоянного Комитета Союзного го­сударства Маргариты Левченко, Союзным государством планомер­но и последовательно решаются задачи по обеспечению гражданам Беларуси и России равных прав в получении образования, развития творческого потенциала подраста­ющего поколения, его гражданско-патриотического воспитания, сохра­нения и укрепления дружественных отношений молодежи двух стран.
Она также напомнила, что уже раз­работана нормативная база, обеспе­чивающая гражданам равные права на получение образования, урегу­лированы сроки проведения ЕГЭ и централизованного тестирования, решены вопросы признания дипло­мов об образовании. Более 18 тысяч белорусских студентов уже сегодня получают высшее образование в российских вузах и около двух ты­сяч россиян - в белорусских. Толь­ко в медвузах России учатся 425 граждан Беларуси. Многие из них поступают на бюджетные формы обучения, получают стипендию, живут в общежитиях.
 

ПРЕВРАТИТЬ ЛИМОН В БАТАРЕЙКУ

Из зала заседаний делегаты отпра­вились в лучшие образовательные учреждения Ростова-на-Дону.
Лицей №11. На сдвинутых партах небольшой классной комнаты - четыре куклы-младенца. Рядом - стар­шеклассники в белых халатах, пы­тающиеся пупсов помыть и запеле­нать. Предположение шокированных участников семинара, что это урок родительского мастерства, учени­ки с ходу отвергли. На самом деле школьники осваивают сестринское дело и основы педиатрии. «Один из основных профилей нашего лицея - естественно-научный, - пояснила директор Валентина Потатуева.  -И многие ребята в итоге выбирают профессию врача». Свои навыки в пеленании младенцев ученикам по­казала и сенатор Елена Афанасьева.
Нестандартно в лицее проходят и дополнительные уроки физики. Здесь школьники показали, как пропустить ток через лимон и соз­дать «фруктовую батарейку». «Три лимона - и это устройство будет работать, как обычная пальчиковая батарейка», - пообещал учитель фи­зики.
Ученикам 2-го класса в это время рассказывали о симптомах отравле­ния угарным газом и что делать в этом случае. Это - урок «Здоровье». В 3-м классе (там шла биология) за парты посадили саму делегацию взрослых и на экране показали, что такое лейкоциты.
Нестандартные уроки далеко не единственное отличие лицея от многих других школ области. Не менее любопытное ноу-хау - система электронного контроля «Семья и школа». При помощи спе­циальной карточки на установлен­ном в коридоре школы терминале родители могут узнать об успева­емости своих детей, что было им задано на дом, какие книги они получили в школьной библиотеке. Впрочем, школа оказывает папам и мамам и более замысловатые ус­луги. Так, за 120 рублей в месяц им на телефон два раза в неделю бу­дет приходить СМС об успеваемо­сти детей, за 600 рублей в месяц - ежедневные СМС со временем при­хода ребенка в школу и временем выхода из нее.
«А ведь еще лет семь назад наш лицей находился в аварийном состоянии, был включен в муници­пальную программу капремонта», - заметила Валентина Потатуева. Сейчас лицей не бедствует. Средняя зарплата учителя - 38 тысяч руб­лей. В прошлом году дополнитель­ными услугами и факультативами здесь заработали 16 миллионов руб­лей, и это 40 процентов от бюджет­ного финансирования.
 
Одно из лучших образовательных учреждений Ростова-на-Дону
 

В ПОИСКАХ ЕДИНООБРАЗИЯ

Одно из предложений семинара -унифицировать школьную програм­му на территории Союзного госу­дарства. «На уровне руководства Совета Федерации разделяют наше мнение, что это должно произой­ти, - пояснила Елена Афанасьева. - Если мы все считаем себя гражда­нами Союзного государства, то есть, по сути, одной страны, мы должны стремиться к созданию чего-то еди­ного, в том числе единой системы образования. Раз мы живем в еди­ной стране, у наших граждан не должно возникать проблем с трудо­устройством, признанием дипломов, у школьников не должен появляться дискомфорт при поступлении в выс­шие учебные заведения».
По мнению сенатора, пока что такой дискомфорт есть, несмотря на то что равные права в образовании «вроде бы гарантированы». В результате «студенческий обмен» между на­шими странами все еще не слишком впечатляющий. «Нужно сделать об­щее образовательное пространство в школах. Это будет сложно, потому что образование - такая система, ко­торую трудно сдвинуть с места, но этим надо заниматься», - призвала Афанасьева.
С тем, что по большинству пред­метов образовательные программы России и Беларуси стоит унифици­ровать, согласен и депутат Палаты Представителей белорусского пар­ламента, член Комиссии Парламент­ского Собрания по социальной по­литике, науке, культуре и гуманитар­ным вопросам Александр Сегодник. Он считает, что в первую очередь необходимо сближать программы по физике, химии, математике. «Что касается истории и литературы, то унифицировать программы по ним будет сложнее», - признал он.
В ходе семинара его участники констатировали: системам образо­вания наших двух стран есть чем обогатить друг друга. При этом са­мое главное, чему должна поучить­ся Россия у Беларуси, - это мето­дам патриотического воспитания. «В данном случае нам есть чему поучиться у белорусских коллег, -признала Елена Афанасьева. - Если российская образовательная система на каком-то этапе потеряла вос­питательный компонент, то в Бела­руси этого не произошло».
По ее мнению, не стоит забывать и о развитии вузовской науки. «Свя­зи между вузами России и Беларуси уже налажены. Но нужно задумать­ся о том, чтобы выпускники вузов могли одновременно получить два диплома - российский и белорус­ский», - сказала сенатор.
 

КЛАССИФИКАТОР ПРОФЕССИЙ - ЧЕТКИЙ И ПОНЯТНЫЙ

Лицеисты показали парламентариям, как пропустить ток через лимон и сделать батарейкуУчастники семинара сошлись во мнении: общее образовательное пространство позволит более полно удовлетворить потребности двух стран в квалифицированных специ­алистах, обеспечить равенство прав граждан на доступное и качествен­ное образование, будет способство­вать ускорению научно-технического прогресса. Между Россией и Белару­сью уже сегодня на разных уровнях заключено более 800 договоров и соглашений. Сотрудничество в обра­зовании с Республикой Беларусь на­ладили 68 регионов Российской Фе­дерации. И дело - за оставшимися.
«Современная экономика нуж­дается в специалистах, способных быстро реагировать на постоянное обновление оборудования, внедре­ние новых производственных тех­нологий, инновационное развитие предприятий», - отметила министр образования Ростовской области Лариса Балина. По мнению экспер­тов, учреждения профессионально­го образования необходимо настро­ить на потребность региональной экономики и обеспечить подготов­ку востребованных кадров. Важный аспект здесь - государственный заказ. Если сейчас прогноз на вос­требованные профессии строится на два-три года, то в перспективе такие прогнозы необходимо усо­вершенствовать. И строить их ми­нимум на десять лет.
Критериальную базу для оцен­ки межвузовского взаимодействия призвал создать директор Между­народного государственного эко­логического института им. А.Д. Са­харова Белорусского государствен­ного университета, экс-министр образования Республики Беларусь Сергей Маскевич: «Определенные критерии, на которые бы ориенти­ровались учреждения высшего об­разования, позволили бы отмечать лучшие вузы за особую динамику в развитии сотрудничества, что повышало бы их рейтинг». По его мнению, сетевое взаимодействие образовательных учреждений - это прежде всего совместная деятель­ность по разработке единых про­грамм обучения. «Речь идет о том, чтобы составить не только учебный план, но и учебные программы по предметам - содержательную часть нужно сделать единой, продуман­ной и инновационной», - призвал он. Не менее важно также создать условия для мобильности препода­вателей и студентов.
Кроме того, Сергей Маскевич предложил задуматься о создании
единого классификатора профессий и специальностей для образователь­ных стандартов Беларуси и России. «Национальные классификаторы профессий должны быть четкими и понятными всем работодателям, чтобы не возникало вопросов с тру­доустройством на территории со­седнего государства», - отметил он.
 

МОЛОДЕЖЬ - ЗА СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО

В эти же дни в Ростове-на-Дону от­крылся XI фестиваль «Молодежь - за Союзное государство». Состязание молодых талантов проводится по инициативе Парламентского Соб­рания Союза Беларуси и России с 2006 года. В первый раз фестиваль прошел в Анапе и был приурочен к десятой годовщине подписания До­говора об образовании Сообщества Беларуси и России. Однако уже со следующего года он окончательно «переехал» в Ростов-на-Дону и уже 11 лет радует участников феерическим калейдоскопом мероприятий - кон­церты, тематические вечера, мастер-классы, встречи с известными деяте­лями культуры, искусства и политики, молодежные дискуссионные клубы, спортивные состязания и экскурсии.
Как поясняют организаторы, главная цель фестиваля - поиск и поддержка новых талантов, создание единого культурного простран­ства двух стран, а также укрепле­ние взаимопонимания между под­растающими поколениями. Для соб­равшихся здесь молодых талантов фестиваль - не только шанс пока­зать себя и проявить политическую сознательность, но и возможность найти новых друзей и даже встре­тить спутника жизни. «В прошлом году я здесь познакомился с девуш­кой, она тоже участвовала в фести­вале, - рассказал 27-летний руково­дитель танцевального коллектива Dance Crew Try Z из белорусского Гродно Андрей Соболевский. - В итоге я переехал к ней, в Санкт-Петербург. Там я преподаю танцы в нескольких кружках и секциях».
С каждым годом гостей и участ­ников фестиваля становится все больше. В этот раз в Ростове-на-Дону собрались 250 молодых певцов и тан­цоров. В центр внимания попал кон­курс исполнителей молодежной пес­ни. Победителям вручили дипломы и призы от Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. В адрес участников и гостей фестиваля по­ступили приветственные письма от Сергея Нарышкина и Председателя Палаты Представителей парламента Беларуси Владимира Андрейченко.
Сергей Нарышкин напомнил: «На протяжении многих лет фестиваль вносит значительный вклад в сохранение культурных традиций России и Беларуси и способству­ет укреплению взаимопонимания между нашими народами». По мнению Владимира Андрейченко, «юные таланты России и Белару­си продемонстрируют разносто­ронние дарования и способности, а также подтвердят незыблемость общих духовных и патриотических ценностей, связанных со стремле­нием к миру, взаимопониманию и единению...»
«Этот фестиваль действительно стирает границы между нашими государствами, он выстраивает мо­сты дружбы, партнерства, поддерж­ки. Это очень важно для молодежи Союзного государства», - констати­ровал первый секретарь Централь­ного комитета ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» Андрей Беляков. А председатель комитета по молодежной полити­ке Ростовской области Владимир Бабин, в свою очередь, отметил: «Фестиваль - больше чем просто конкурс, с помощью таких форумов мы формируем у молодежи наших стран чувство патриотизма и граж­данской ответственности». 
 
Ольга Шульга, Ростов-на-Дону
Фото Игоря Самохвалова
 
На фестиваль приехали 250 молодых исполнителей
Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 8 + 5 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.