ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
СОБЫТИЯ

28.03.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

28.03.2017
27.03.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
В СТАТЬЕ
    журнала № 10 - 2016 г.
|   Поделиться с друзьями:

Пустая статуя Свободы

Мир | Гримасы истории

Главный символ Соединенных Штатов Америки встречает свое 130-летие. Знаменитую статую Свободы подарила Соединенным Штатам Франция. Надо полагать, в знак признательности за то, что Вашингтон по дешевке выторговал у нее Луизиану. Ну а если серьезно, то Франция полюбила Штаты еще до их рождения. Это любовь, как го­ворится, от противного, от нелюбви к Британии и многовекового сопер­ничества с ней. А тут очень кстати колонии супостатки взбунтовались. Ну как им не помочь? И Франция помогла...

Если бы не помощь Парижа, а также Мадрида и немного Санкт-Петербурга с его во­оруженным нейтралитетом, амери­канским борцам за независимость пришлось бы туго. Поддержка Франции была самой весомой. Она посылала к американским берегам свои военные корабли, снабжала повстанцев оружием. Французские добровольцы сражались бок о бок с североамериканскими инсургента­ми. Самый знаменитый иноземный участник войны за независимость -маркиз Жильбер де Лафайет, ко­торому при всей нелюбви к ари­стократии американцы присвоили звание генерала. Лафайет-сквер по праву соседствует с Белым домом.
Сделать памятный подарок Со­единенным Штатам французы ре­шили к столетию независимости заокеанской страны. Автором идеи был еще один аристократ. Его пол­ное имя длинновато. Ограничимся усеченным: Эдуард де Лабуле. Этот писатель, публицист, пожизненный сенатор и масон озаботился тем, что в Америке мало подлинных шедевров искусства, что вполне соответствовало действительности. Это потом Национальная галерея в Вашингтоне получила уникальные ценности, отданные большевиками за карандаши и тому подобное. 

 28 октября 1886 года состоялась церемония открытия

7 лучей
на короне статуи символизируют 7 морей
и 7 континентов
 
25 окон
в короне символизиру­ют драгоценные камни
Земли и лучи солнца, освещающие мир
 
93 м
высота от земли до верхушки факела
 
45 м
высота статуи
 
31 тонна
меди была израсходована для отлива статуи
 
2,57 мм
толщина медного покрытия статуи
 
27 тысяч тонн
вес цементного основания
 
125 тонн
составил совокупный вес стальной конструкции
 
356 ступеней
ведут к вершине статуи
 
192 ступени
ведут до вершины пьедестала
 
Источник инфографики
РИА «НОВОСТИ»
На глаза Лабуле очень своевре­менно попался малоизвестный, но амбициозный скульптор Фредерик Бартольди. Тот пытался протол­кнуть свой проект грандиозного со­оружения, некого подобия Колосса Родосского, на входе в только что прорытый Суэцкий канал. Ввиду своей дороговизны проект остался нереализованным. Но вдруг Фор­туна повернулась к неудачнику ли­цом. И даже улыбнулась...
В один прекрасный вечер Лабуле собрал единомышленников, которые, как и он, восхищались ве­личием республики по ту сторону Атлантики. Среди гостей оказался Бартольди. Ему и поручили разра­ботку проекта статуи Свободы.
Работы над циклопической ста­туей начались в парижских мастер­ских в 1875 году и завершились лишь в 1884-м. К столетию американской независимости сильно не успели. Опять вмешался презренный металл. Французы, как и граждане заоке­анских Штатов, уже наслышанные о Свободе, не спешили раскошели­ваться. Чтобы собирать деньги, был срочно учрежден целый Франко-аме­риканский союз, возглавленный, раз­умеется, все тем же Лабуле, а в обеих странах организованы комитеты по сбору средств. Эту кампанию в Шта­тах возглавил Джозеф Пулитцер, уч­редивший впоследствии самую пре­стижную журналистскую премию.
Задрапировать гигантскую ста­тую в римском стиле было делом нехитрым. Руки тоже не должны были создать больших проблем. Оставалось лицо. Существует не­сколько версий относительно того, какая женщина стала прототипом Леди Свободы, как именуют статую американцы. По одной из них, про­тотипом послужила Изабелла Бойер - жена короля швейных маши­нок Исаака Зингера. Почему именно она, история деликатно умалчивает.
Однако есть и другие версии. Не­которые искусствоведы считают, что образ женщины с факелом в руке на­веян центральной фигурой знамени­той картины Делакруа «Свобода, ве­дущая народ на баррикады». Другие утверждают, что чертами лица статуя напоминает мать самого Бартольди.
Статуя высотой 46 метров не могла быть монолитной. Никакой пьедестал ее не выдержал бы. По­тому ее и сделали пустотелой с кар­касом, обшитым листовой медью. Оттого она со временем стала сине­вато-зеленой. Окислилась. Амери­канцы любят, чтобы памятники бы­ли именно такого цвета. Под стари­ну. Стране-новоделу старины очень не хватает. Но раз нет настоящей, пусть будет хотя бы искусственная.
Однако соорудить грамотный каркас для гигантской статуи Бар­тольди был не в состоянии. Да он и не пытался. Основную работу по созданию статуи Свободы проделал знаменитый в будущем француз­ский инженер Густав Эйфель, тогда еще не прославившийся своей баш­ней в Париже. Он сделал все расче­ты и спроектировал стальные опо­ры монумента, а также поддержи­вающий каркас. Бартольди добавил аксессуары: разместил разорванные «цепи тирании» у ног статуи, вло­жил ей в руку Книгу законов, то есть Декларацию независимости.
Сначала не слишком женственная Леди Свобода не вызывала у аме­риканцев ни восторга, ни прилива патриотических чувств. Бартольди пришлось давать пояснения. Мол, факел в руке статуи - это атрибут просвещения. Кстати, полное назва­ние монумента: «Свобода, озаряю­щая мир». А вот семь шипов короны символизируют то ли семь конти­нентов, то ли семь морей, а то и семь океанов. Континентов, как известно, шесть, а океанов и вовсе четыре. Что же до морей, то какие могут подра­зумеваться, Бартольди не уточнял.
Кто еще приложил руку к оформлению монумента, так это американская поэтесса Эмма Лазарус, чей сонет под названием «Но­вый колосс» увековечен на мемо­риальной доске: «Храните, древние страны, вашу легендарную пыш­ность, / А мне отдайте ваших уста­лых, ваших бедных... / А мне отдай­те из глубин бездонных / Своих из­гоев, люд забитый свой, / Пришлите мне отверженных, бездомных, / Я им свечу у двери золотой...»
Кстати, факел, которым она «оза­ряет мир», у статуи новый. Прежний не выдержал атмосферных влияний и был заменен во время капиталь­ного ремонта Свободы, приурочен­ного к ее столетию.
Бартольди со своими подмасте­рьями изготовил 350 отдельных деталей обшивки статуи, которые в 1884 году были отправлены на корабле в Соединенные Штаты. На острове Бедлоу, расположенном на входе в нью-йоркскую гавань, их закрепили на стальном каркасе, из­готовленном Эйфелем. Сегодня Бед­лоу называется островом Свободы. 
Каркас состоит из четырех мощ­ных стальных опор, пронизывающих статую на всю ее высоту. Опоры крепятся к пьедесталу огромными стальными болтами. На опорах за­креплена металлическая рама, ко­торую Бартольди обшил деталями своего «конструктора». Медь легко гнется и режется, что позволило подгонять детали уже в процессе сборки. Высота сооружения вместе с пьедесталом лишь немного не дотя­гивает до ста метров. В самом пьеде­стале находится Музей иммиграции.
Открывали статую 28 октября 1886 года. Тогдашний президент Со­единенных Штатов Кливленд произ­нес пафосную речь, в которой были такие слова: «Мы никогда не забу­дем ни того, что Свобода выбрала себе здесь дом, ни того, что ею из­бранный алтарь никогда не будет заброшен.»
Сегодня редко кто прибывает в Штаты на корабле. С самолета же статуя Свободы выглядит совсем ма­ленькой и не впечатляет. Чтобы про­никнуться, надо садиться на паром и отправляться на экскурсию. Для того чтобы добраться до смотровой площадки в короне статуи, надо пре­одолеть 356 ступеней внутренней винтовой лестницы. Но это позволе­но далеко не всем. До короны мож­но добраться и на лифте, но и он для широкой публики закрыт. Такая вот лимитированная получается Свобода.
Евгений Евтушенко назвал одно из своих произведений «Под кожей статуи Свободы». Конечно, трудно обнаружить у медной статуи ко­жу. Но это поэтическая вольность. Автор утверждает, что под «кожей» статуи нет сердца.
Скажем больше: внутри медного истукана вообще ничего нет. Пустота. Статуя Свободы такая же пустышка,  как  и американская свобода вообще. Штаты – страна тотального единомыслия. Там нет и не предвидится какой-либо оппозиции. Никто ведь всерьез не назовет так партию, чей выдвиженец проиграл на очередных президентских выборах. Эти «партии», как двое из ларца, одинаковы с лица.
 
Юрий Субботин
 
Июль 1986 г. Нэнси Рейган на смотровой площадке в короне статуи Свободы
Фото из открытых источников
Июль 1986 г. Нэнси Рейган на смотровой площадке в короне статуи Свободы
Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 4 + 5 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.