ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
СОБЫТИЯ

28.04.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

28.04.2017
27.04.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
polosa
В СТАТЬЕ
    журнала № 09 - 2016 г.
|   Поделиться с друзьями:

Маршалы от искусства

Общество
3 сентября 2014 г. председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко приняла участие в открытии памятника в Москве первым народным артистам СССР Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко Фото_Игоря_Самохвалова

80 лет назад 6 сентября 1936 года Центральный Исполнительный Комитет СССР учредил звание «народный артист Союза ССР» для лиц, которые особо отличились в деле развития советского театра, музыки, оперы и балета. Позднее список награждаемых значительно расширили, добавив в него деятелей кино, представителей эстрады, цирка, радио и телевидения

 
Сегодня в ряде источников можно встретить утверж­дение, что это было первое высшее актерское звание в стра­не. На самом деле после  победы Октябрьской революции 1917 года советская власть сразу же начала активно переманивать интеллиген­цию на свою сторону. В 1918 году Правительство учреждает почетное звание «Народный артист Республи­ки». И первым его удостаивается Федор Шаляпин. Однако артист, ко­торый с восторгом встретил «рево­люционное освобождение рабочих», спустя девять лет этого звания был лишен. Случилось это после того, как он не вернулся из зарубеж­ных гастролей в СССР. Совнарком принял постановление о лише­нии Шаляпина почетного зва­ния «как белогвардейца и контр­революционера». Легендарному пев­цу вновь вернули титул народного артиста, но уже РСФСР, посмер­тно — только в 1991 году.
Однако вернемся к событиям 80-летней давности. Как известно, товарищ Сталин был не только большим ученым, но и главным покровителем искусств. Несмотря на приписываемую ему фразу «ес­ли театр начинается с вешал­ки, то за такие пьесы нужно вешать», он тем не менее по-настоящему любил театр, осо­бенно ценил балет. А потому по его личной инициативе и бы­ло утверждено почетное зва­ние «Народный артист СССР».
Звание Народный артист
6 сентября 1936 года из га­зеты «Правда» страна узнала имена первых «народных» ге­роев. В списке из 13 человек значились артисты Москвы и Ленинграда, именитые деяте­ли культуры союзных респуб­лик. Среди них - основатели и ве­дущие актеры МХАТ Константин Станиславский и Владимир Не­мирович-Данченко, Иван Москвин, Василий Качалов, их коллега из Театра Вахтангова Борис Щукин, певица Большого театра Антонина Нежданова.
Со временем был сформирован и законодательно оформлен чет­кий и редко нарушаемый порядок создания культурной номенкла­туры страны. Было решено при­сваивать звание «народный» не по народному волеизъявлению, а по представлению соответствующих министерств, ведомств, творческих союзов. Рекомендации согласовы­вались в партийных органах, сило­вых ведомствах. В первую очередь, конечно же, смотрелись заслуги деятеля искусств на ниве куль­турного просвещения народа. При этом учитывались также возраст, национальность, степень лояльно­сти к власти и даже личная жизнь соискателей. По негласному прави­лу, при всех равных условиях, стать «народным» было больше шансов у деятелей искусств пенсионного возраста или вовсе на склоне жиз­ни. Так, 18 человек в разное вре­мя стали обладателями почетного звания, когда их возраст перевалил за 80. Композитор Станислав Людкевич и вовсе получил звание на свое 90-летие. 
Правда, случались неожиданные исключения из правил. Самыми молодыми народными артистами СССР среди женщин стали оперные певицы Халима Насырова и Куляш Байсеитова. Им было по 24 года. Самые «юные» обладатели титула среди мужчин - 32-летний Сергей Бондарчук и 31-летний Муслим Магомаев.
Народные артисты
Звания народных артистов Сер­гей Бондарчук и Муслим Магомаев получали в разное время, но эти истории написаны, что называется, как под копирку. А главное - они весьма наглядно иллюстрируют нра­вы руководителей советской эпохи.
В один из дней Сергею Бондар­чуку позвонил Василий Сталин и просто сказал: «Бери пол-литра и немедленно приезжай в ресторан «Арагви». В отдельном кабинете сидели закадычные друзья Васи­лий Сталин и известный футболист Всеволод Бобров. Сын вождя по­ложил перед актером сигнальный экземпляр журнала «Огонек». На обложке - портрет Бондарчука и крупным шрифтом: «Заслуженный деятель искусств РСФСР Сергей Федорович Бондарчук». Заголовок перечеркнут, а сверху размашистая надпись: «Народный артист СССР. И. Сталин». Судьбоносная правка вождя объяснялась про­сто - Иосифу Виссарионови­чу очень понравился фильм «Тарас Шевченко» с Бондар­чуком в главной роли, кото­рый был снят на Киевской киностудии в 1951 году.
Известно также, что пер­вый секретарь ЦК Компар­тии Азербайджана Гейдар Алиев очень ценил талант певца Муслима Магомаева. Обладателя красивейшего баритона он называл живой легендой музыкального ис­кусства и достойным продолжате­лем традиций, заложенных его де­дом. Именно благодаря обращению Гейдара Алиева к Леониду Бреж­неву Муслим Магомаев и был удо­стоен в 1973 году звания народного артиста СССР.
Справедливости ради надо заме­тить, что высшего государственного признания добивались действитель­но выдающиеся творцы. Но проце­дура награждения была настолько забюрократизирована, что порой некоторые не менее выдающиеся певцы, актеры просто не доживали до присвоения им почетного зва­ния. Дело в том, что «народными СССР» могли стать деятели искус­ства, уже имевшие звания заслу­женного, потом народного артиста автономной, а уж затем союзной республики. Звание не присваива­лось: если «заслуженный артист» не «оттрубил» на сцене меньше десяти лет; артистам балета, исполняющим первые партии, — не ранее чем че­рез пять лет.
В одной из публикаций встре­тил образное и весьма точное срав­нение артистических званий с ар­мейскими. Заслуженный артист РСФСР — это полковник, народный артист РСФСР — генерал, народный артист СССР — маршал. Действи­тельно, у «народных СССР» были (выделено автором) поистине мар­шальские привилегии.
При советской власти наличие звания давало солидную прибавку к зарплате. Артисты эстрады имели повышенные ставки за концерты. В доперестроечное время на га­стролях народному артисту СССР полагался спальный вагон и люкс в гостинице, а заслуженному - купе и одноместный номер. Народным артистам официально выделялись дополнительные метры жилпло­щади, госдача, обслуживание в по­ликлиниках и санаториях, а также служебная «Волга» на спектакль и со спектакля. И конечно, спецма­газины - льготы в снабжении про­дуктами и товарами.
21 декабря 1991 года звание «Народный артист СССР» ушло в историю. Последними кавалера­ми высокой правительственной на­грады стали артистка МХАТ имени Чехова София Пилявская и артист московского театра «Ленком» Олег Янковский. Вопреки широко рас­пространенной версии последней «народной» стала не Алла Пуга­чева - указ о ее награждении был подписан днем ранее, 20 декабря.
За 55 лет чуть более тысячи выдающихся деятелей культуры удостоены этого высокого звания. Некоторые из них и ныне радуют зрителей и слушателей своим вы­соким искусством. Но до сих пор в артистической среде не утихают споры, как и чем должно государ­ство отмечать творческие заслуги выдающихся певцов, компози­торов, других деятелей искусств. И должно ли вообще как-то отмечать? Ведь в большинстве стран мира степень «народности» артиста определяется полученной прибы­лью от концертов и кинофильмов, а также размером гонорара. Здесь, как мне кажется, самое время дать слово нашим любимым и глубоко почитаемым народным артистам СССР. Тем, кто с нами, и тем, кото­рых уже нет на этой земле.
Галина Вишневская: «Артист должен обладать не званием, а име­нем, которое само за себя говорит. Я вообще считаю, что эти звания сейчас формальны и не нужны. Это в советское время, раз они суще­ствовали, их надо было получать. Тогда было так: нет звания - зна­чит, ты ничего не стоишь».
Владимир Зельдин: «За рубе­жом этого нет, но в нашей стране есть определённые традиции. Сво­ими званиями я очень горжусь. Я их получал в советское время - я сам продукт того времени - и очень ими дорожу. Тогда было очень мно­го положительного в отношении актёров театра и кино. Конечно, были и тяжёлые времена, и не всё было гладко. Но, повторюсь, носить звание народного артиста СССР для меня очень почётно».
Евгений Дога: «Искусство нель­зя мерить рейтингом. Оно не упа­ковывается. Это не физический предмет. Духовные продукты не упаковываются, они безразмерны. В какую строку рейтинга постави­ли бы Бетховена? Да он и близко бы не подошел ни к какому рейтингу!»
А еще мне нравится мысль, которую однажды высказал горячо любимый народом, но не имеющий высоких званий и больших наград актер Олег Даль. На одной из встреч со зрителями его по ошибке представили как народного артиста. Он тут же уточнил: «Я не народный, я инородный». Тем не менее, у себя в дневнике он размышлял: «Как стать единственным? Найти неповторимость — в чём она?» И сам себе отвечал: «Я артист — этим всё сказано».
 
Николай Тарасенко
Фото ТАСС, РИА «НОВОСТИ» 
Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 10 + 3 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.