ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ — ПАРЛАМЕНТА РФ
СОБЫТИЯ

28.04.2017
Все события стрелка
polosa
КРЫМ

28.04.2017
27.04.2017
Все статьи стрелка
polosa
СТАТЬИ

Все статьи стрелка
ПАРТНЕРЫ


polosa
polosa
polosa
В СТАТЬЕ
    журнала № 09 - 2016 г.
|   Поделиться с друзьями:

Одаренные талантом

Союзное государство | Лауреаты
Виолончелисты за неделю мастер-классов успели даже образовать ансамбль

 
Гала-концертом и выставкой завершились в Москве мастер-классы «Союзное государство - молодым талантам XXI века»

Мастер-классы собрали в столице 80 юных музы­кантов и художников из Беларуси и России. Посетивший их Государственный секретарь Союз­ного государства Григорий Рапота в разговоре с журналистами напом­нил о многочисленных культурных конкурсах, проводимых в наших странах: учителей истории и лите­ратуры, писателей и журналистов. По его мнению, подобные акции являются, по сути дела, еще и соци­альным лифтом для их участников.
...На итоговых концертах трудно выступать первым, но ничуть не менее трудно выступать в завер­шении программы. Я, право же, не знаю, по каким критериям руково­дители мастер-классов выбирали юных исполнителей для старта и финиша финального представле­ния, состоявшегося в знаменитой Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, в каждом случае они, безусловно, по­пали прямо «в яблочко».
Начинал показ достижений не­дельного совершенствования го­стей Москвы пианист из белорус­ской Лиды Генрих Король. Леген­дарная рахманиновская «Прелюдия соль минор», с одной стороны, до­вольно проста технически, а с дру­гой стороны — сложна, поскольку кристальная ясность компози­торского замысла не позволяет затушевать свою изысканность внешними исполнительскими эф­фектами. Генриху справиться с непростой даже для маститого му­зыканта задачей вполне удалось. Ничуть не сомневаюсь в уровне его педагогов на родине, но недельное наставничество профессора Мо­сковской консерватории Аркадия Севидова, несомненно, сказалось на росте его исполнительского ма­стерства. Он сам сказал после кон­церта, что получил колоссальный опыт, который не может не приго­диться. То же самое говорила мне и завершившая концерт калининградка Алиса Иванова, занимав­шаяся у того же педагога. В отли­чие от Генриха, явно тяготеющего к лирическому направлению в му­зыке, она просто поразила публику экспрессией и темпераментом ис­полнения.
Проекты такого масштаба изна­чально не терпят случайных людей в качестве наставников. Судите сами, за десять лет проведения ма­стер-классов на них побывало око­ло тысячи начинающих творческих личностей. Все ехали в Москву с не­малыми ожиданиями, обмануть ко­торые было бы непростительно. И недаром среди педагогов профессо­ра нашей главной консерватории и солисты оркестра Большого театра.
Педагог виолончелистов Кирилл Родин, отвлекшийся на занятия с участниками мастер-классов от соб­ственного отпуска, преподавание в Московской консерватории, напри­мер, сочетает с педагогической же деятельностью в Пекине и в Токио, где ему присвоено звание почетного профессора. И это не считая концерт­ной активности. Притом, как сказал мне сам маэстро, в далеком детстве у него был весьма антимузыкальный случай: своим самым счастливым днем он какое-то время считал да­ту, в которую... разбил инструмент.
Но мудрость приходит с годами, и через какое-то время после этого казуса он уже не мыслил жизни без ежедневных занятий. А за неделю в рамках мастер-класса Родин с нуля создал интернациональный виолон­чельный октет, в котором вместе с девочками из России и Беларуси играла еще и юная исполнительница из Казахстана.
Педагогу проще всего было бы ограничиться, так сказать, общим руководством, но Родин предпочел и сам играть вместе с подопечными. «Я до сих пор вспоминаю, как важ­но было для меня когда-то играть вместе с профессором. Сразу ясно было, к чему стремиться. Думаю, девочки это поняли. Кстати ска­зать, я не только учил их, но и учил­ся сам. Каждая из них - личность, и общение с ними всегда к взаимной пользе», — рассказал он.
В этом и впрямь можно не со­мневаться. Одна из его учениц - Маша Миронова из Калуги сказала мне, что жалеет только об одном: в этом составе и с таким руководите­лем ей больше не сыграть. Что по­делаешь, если мастер-классы - важ­ный шаг к совершенству, остальную дорогу придется идти уже самой. Но расставаться навеки с друзьями, с которыми она познакомилась в Москве, калужанка не собирается, надеется, что эти встречи не по­следние. Мастер-классы стали для нее и многих других площадкой, где удалось себя показать и с другими пообщаться.
Раздавать авансы бессмысленно, однако многие участники этой му­зыкальной недели уже вполне могли бы найти себя в составе професси­ональных коллективов. Думается, что минчанин Антон Шинкаренко, виртуозно исполнивший на бараба­не композицию «На плацу», вполне пришелся бы ко двору неплохого джаз-оркестра уже сейчас...
Юные художники из наших стран тоже съехались на мастер-классы, проходившие в Московской государственной академии аква­рели и изящных искусств Сергея Андрияки. На итоговой выставке полностью доминировали начинаю­щие художники из Минска и воспи­танники изостудии подмосковного города Фрязино. Их работы можно оценивать по-разному, но мне лич­но бросилось в глаза стремление найти некую «тихую» прелесть в, казалось бы, не слишком эстетич­ных сюжетах. Ну что поэтического на первый взгляд можно отыскать в закоулке обыкновенного городского двора с его неприбранностью и не­ухоженностью. Однако шестнадца­тилетняя минчанка Маргарита Воробель углядела в нем лирический лад. Поневоле вспомнился столет­ней давности тезис Валерия Брюсова, призывавшего художников искать красоту «в магазинах, лест­ницах, трубах»... На таких сюжетах свет клином, конечно, не сошелся, но внешняя неэффективность и по­могает оттачивать намечающееся мастерство.
Григорий Рапота, обсуждавший многие работы с послом Республики Беларусь в России Игорем Петришенко, также приехавшим на закрытие мастер-классов, обратил особое внимание на мозаичный раздел выставки. Мозаик немного, но поиск авторов очевиден. Именно с такого поиска и начинается творчество. 
 
Олег Дзюба  
Фото Юрия Паршинцева  
 
Пианист Генрих Король открывает концерт
Пианист Генрих Король открывает концерт
 
Юные художники делятся секретами мастерства с Григорием Рапотой  и Игорем Петришенко
Юные художники делятся секретами мастерства с Григорием Рапотой  и Игорем Петришенко
Добавить комментарий по данной статье.
Ваш комментарий


( 2 + 1 ) =
Комментарии к статье
Нет комментариев к данной статье. Вы будете первым! Заранее благодарим.